Дистанционное (удалённое) обучение
Способы выполнения домашних заданий
Способ первый: Домашнее задание выполняется от руки на листах произвольного формата. Преобразование в электронную форму производится путём сканирования или фотографирования (пример).
Способ второй: Домашнее задание выполняется непосредственно в графическом файле, без помощи бумаги.
Способ третий: Домашнее задание выполняется в редакторе Microsoft Word, OpenOffice Writer или аналогичных, c интеграцией объектов, созданных в других графических редакторах и редакторах формул (пример).
Следует, однако, учитывать, что такой способ требует очень больших затрат времени и сил, и поэтому не рекомендуется.
Способы передачи домашних заданий для проверки
- Графические файлы, полученные первым способом, нумеруются так, чтобы при сортировке "по имени" порядок файлов соответствовал исходному порядку страниц (обычно такая нумерация происходит автоматически). Желательно также пронумеровать и сами бумажные листы;
- Файлы упаковываются в архив без пароля;
- Архиву даётся имя с индексом группы и номером варианта. Используются только буквы в латинской раскладке клавиатуры, цифры и разрешённые в именах символы.
Некоторые почтовые службы (например, mail.com) некорректно работают с кириллическими именами загруженных файлов.
Оптимален такой формат имени: "MT11‑41‑35.zip", где буквы "MT" набраны в латинской раскладке, благо они там есть. Можно проще: "1‑35.rar". В обоих случаях имеется в виду группа MT11-41, вариант №35. Нежелательно использование пробелов в имени. Вместо них, если это кажется необходимым, удобно применять символы _;
- Крайне не рекомендуется использовать для имен файлов слова вроде "Типовой расчёт", "Сопромат", "ДЗ" и т. п., потому что поиск нужного задания среди множества, имеющих однотипные имена, весьма трудоёмок;
- Архив загружается в любое облачное хранилище;
- Формируется ссылка на файл в этом облаке.
Можно присоединить графические файлы или сам архив к письму в виде вложения ("прицепа").
В теме письма обязательно указать и/или продублировать номера: группы, варианта, домашнего задания, и фамилию студента, например "МТ11-41, вар. 35, ДЗ 5, Иванов";
Таким образом, письмо должно содержать хотя бы один из следующих объектов:
- Ссылка на архив, содержащий графические файлы;
- Тот же архив в прицепе;
- Отдельные графические файлы, в прицепе;
- Один файл (например, в формате pdf), в прицепе;
- Ссылка на единый файл.
Правила почтовой переписки
- Переписка ведется только в домене bmstu.ru. Процедура получения учётной записи должна быть студентам известна;
- Переписку по одному домашнему заданию необходимо вести "одним письмом", то есть отправку новых версий того же задания выполнять кнопкой "Ответить", а не "Новое письмо". Нужно это для того, чтобы я видел свои замечания по предыдущей версии в виде цитаты. Иначе на поиск нужного письма уходит слишком много времени.
За нарушение данного правила студент подвергается штрафу в 1 рейтинговый балл.
Цитирование, если оно отключено, необходимо включить;
- Письмо высылается мне на электронную почту dcb тяв bmstu точка ru;
- В теле письма можно дать пояснения, комментарии, задать вопрос, и т. д. Ссылаться при этом удобно так: "стр. 7, формула (19)", "Page3.jpg, Рис. 8", при этом файл должен иметь соответствующий номер, а на картинке – обозначены нужная формула/рисунок. Также удобно будет в текстовом виде продублировать основные результаты, например, "Размер а = 98.7 мм";
- Рекомендуется обойтись без обращений, приветствий, прощаний, благодарностей, извинений и т. п. В идеале тело письма с домашним заданием не должно содержать ничего (кроме, возможно, ссылки на файл) – фамилия студента определяется по адресу отправителя, а номер задания – по имени прикреплённого файла.
Выкладывание в облако отдельных графических файлов и отправка ссылки на папку приемлемы, но нежелательны: не во всех браузерах есть режим увеличения, а он иногда необходим.
Файл формата Microsoft Word, куда вставлены картинки без текста, будет удаляться без изучения.
Домашнее задание высылается только полностью. Проверка отдельных задач проводиться не будет.
В случае если:
- ссылка "битая" и файл не скачивается;
- файл архива или картинки повреждён и не открывается;
- графический файл создан в нестандартном для Microsoft Windows формате, требующих установки специальных кодеков и/или конвертеров (например, картинки в формате heic для iOS);
- фотография нечеткая, не в фокусе, неразборчивая, смазанная или иным образом нечитаемая;
- почерк неразборчив или чересчур мелок;
- требуется разрешение владельца (в данном случае – студента) на скачивание файла (Google Drive);
- требуется пароль на скачивание (Baidu Cloud);
- нарушены любые другие описанные правила,
студент получает –1 балл за данное домашнее задание и обязан использовать один из описанных способов.
Я не встречал проблем с облачными хранилищами Yandex.Disk, Mega, Dropbox.
Удобным для обеих сторон способом будет нумерация всего: формул, рисунков, страниц. Тогда указание на ошибку будет предельно конкретным, например: "ошибка в формуле (3)", "неверные ординаты на Рис. 6", и т.д. Следует ещё раз привести в пример домашнее задание Елизаветы Ильиничны, где пронумерованы почти все ключевые объекты.
Методические указания по отдельным домашним заданиям на примере заданий, выполненных Елизаветой Ильиничной Малёванной в 2013-14 учебном году
Сама Елизавета Ильинична является вечным и непревзойденным примером любых человеческих качеств, в бесконечном ряду которых можно упомянуть интеллект, старательность, трудолюбие, аккуратность, внимательность…
Что же касается домашних заданий, выполненных ей, то они представляют собой образец в любых смыслах и по любым, сколь угодно строгим, критериям. Ведение расчётов по оптимальному алгоритму, отсутствие ошибок, каллиграфический почерк, и главное – пояснения к расчёту, выполненные не в большей и не в меньшей степени, чем это необходимо, делают составление методических указаний по её работам лёгким и приятным.
Таким образом, чем ближе по форме будет к её домашним заданиям любое новое – тем лучше.
Ниже приводятся домашние задания Елизаветы Ильиничны, снабжённые моими цифрами красным цветом поверх фотографии. Там же я даю необходимые комментарии.
Домашнее задание №1. Построение эпюр внутренних силовых факторов
Домашнее задание №2. Статически неопределимые задачи растяжения-сжатия и кручения
Домашнее задание №3. Статически определимый изгиб
Домашнее задание №4. Статически неопределимые плоские системы (без моих комментариев ввиду отсутствия необходимости)
Домашнее задание №5. Общий случай напряжённого состояния
Домашнее задание №6. Устойчивость сжатых стержней
|
Елизавета Ильинична Малёванная
2021 г. Фото из открытых источников
|